О дружбе вне материализма
03.05.2024
Мне посчастливилось прожить школьные годы в эпоху смены парадигм — от СССР до зарождения системы, похожей на капитализм.

Несмотря на то, что я учился в гимназии с углубленным изучением английского языка, в младших классах мы все жили плюс-минус одинаково. Дружба, которая тогда зарождалась между нами, никак не была связана с материальным достатком (или его отсутствием) в семье. Мы дружили безусловно, какими мы были, и нас объединяли лишь наши ценности и человеческие качества.

Я с теплом вспоминаю истории о взаимовыручке, когда мы скидывались друг для друга и на последние копейки покупали еду в столовой по «расширенному» меню — это считалось маленьким символом престижа.

К 2000 году, когда мы окончили школу, картинка сильно изменилась: семьи начали жить по-разному, от скромности до кричащей роскоши 90-х. На ком-то из детей изменения в финансовом положении семей не сказалось, а на ком-то очень даже. Спустя несколько лет, приходя на встречи выпускников, мы наблюдали появление личных охранников, ожидающих в вестибюле, и все более роскошные автомобили с водителями. Некоторые дети «мерились», у кого папа больше зарабатывает, какую должность занимает и у кого телохранители покрепче. Они стали делить себя на группы по их представлениям о социальном статусе.

Этот период не обошёлся без ценных уроков и для меня. Я помню, как один «товарищ» был якобы моим лучшим другом, когда у меня появлялся компьютер, на котором запускались новые игры, и как он бесследно исчезал, как только более современный компьютер появлялся у него. А другой «товарищ» открыто провозгласил во дворе, что он намерен общаться только с теми, «у кого есть деньги». Вот так вот радикально для 13-летнего парня!

Тем не менее, я благодарен тому времени, родителям, друзьям, учителям, что мои ценности дружбы прошли испытания искажениями материализма.

Исследования показывают, что дети редко формируют свои ценности в вакууме; большая их часть передаётся от родителей. И вот, спустя годы, дети начали появляться у моих сверстников. И сейчас, уже родители стали «мериться» друг с другом и хвалиться, например, что их ребёнок общается с детьми из «звездных» семей!

Это здорово стремиться дать детям возможность учиться в лучших учебных заведениях с хорошими социальными связями, но стоит ли использовать детей для потакания личной гордыне?

Одержимость социальным статусом может навязать критерии, основанные не на личных достоинствах, а на факторах, на которые ребенок сам не влияет (положение семьи). Дети начинают ценить богатство, достигнутое любой ценой, выше человеческих качеств. Ситуация усугубляется, когда родители втягивают детей в их личное соревнование с другими родителями, заставляя ребенка видеть себя не как независимую личность, а как элемент семейного «проекта». Возможно, некоторые родители сами незаслуженно страдали из-за недооцененности в детстве и теперь хотят «оторваться»?

Из жестких примеров — однажды я услышал, как мама ругала дочь: «Ты получила 4-ку, а …. из простой семьи, получила 5! Ты опозорила семью!»

Дети, воспитанные в принуждении к выбору, часто теряют способность полагаться на интуицию, учиться «читать» людей, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Их ощущения счастья и успеха становятся непосредственно связаны с материальным достатком. Взрослея, они могут испытывать трудности в социальной адаптации и построении здоровых отношений.

На мой взгляд, настоящая дружба — это когда люди объединены общими ценностями и целями, вне зависимости от внешнего контекста. С такими друзьями нет ничего недостижимого из любого начального положения!

Всем быть друзьями, которые ценят друг друга за схожесть идеалов! 😎

P.S. Спустя 24 года после выпуска у меня нет подтверждений, что в нашей параллели дети из более обеспеченных семей добились больших успехов. Многие семьи, которые «сияли» тогда, сейчас живут скромно. Деньги приходят и уходят. Жизнь — это марафон, а не спринт, и в итоге именно ценности и личностные качества сыграли решающую роль.